Вопросы познаваемости мира

По мнению этого автора, материалисты ошибаются, полагая, что движение есть свойство духа и материи; в действительности мысль вообще не движется, а материя не имеет движения «сама собою». Любое физическое тело остается неизменным, «пока не произведет перемены другая внешняя причина». Вот почему проблему начала движения с позиции материализма решить никак нельзя; ее можно постичь лишь с позиции религии, считающей бога первым двигателем в природе. А поскольку чудеса действительно имели место, то ни материя, ни движение не могут быть необходимыми.

Такого же мнения о движении придерживались другие богословы. Так, в 1879 г. М. Грифцов в одной из проповедей, о которой уже сказано, объявил теорию Н. Коперника вообще недоказанной. Он писал: «Мы говорим о свете, жизни, темноте, силе, но что это такое? Это — слова, и каждое это слово — тайна, принимаемая человеком на веру». Более утонченно выступал в защиту теологического взгляда на ту же проблему А. Л. Крылов. Распространяя движение и прогрессивное развитие только на сферу сознания, он высказывал свое несогласие с Гегелем, который считал, что движению подчиняется все действительно существующее.

Примерно в такой же манере философствующие богословы решали вопросы познаваемости мира. Как известно, ученые и философы-материалисты второй половины XIX и начала XX веков в своих трудах горячо отстаивали возможность познания мира.

 
 

Поделитесь с друзьями!