Жертвования церквам и монастырям

Таким образом, в Молдавии, как и в других странах во времена средневековья, церковь, содействуя разрушению общинного землевладения, ускоряла процесс феодализации. И здесь община, как отмечал К. Маркс, «погибла вследствие разграбления почти всей крестьянской земли, как поделенной, так и не поделенной,— разграбления, произведенного дворянством и духовенством при благосклонном содействии территориальной власти».

Помимо земельных и людских дарений, иммунитетов и льгот, молдавские господари и крупные бояре жертвовали церквам и монастырям множество дорогостоящих предметов культового обихода и большие суммы денег. Например, сын Стефана III Богдан ежегодно преподносил Путнянскому монастырю, а также церквам Романа и Радауц по 800 злотых и драгоценности. В 1462 г. боярин Юга подарил Молдавицкому монастырю кадило из позолоченного серебра, лошадь, 25 венгерских золотых, другие ценные вещи.

Недвижимое и движимое имущество, подаренное монастырям, умножало их доходы. «Святые» обители пользовались самым широким иммунитетом. Старосты цинутов и коменданты крепостей (паркалабы) не мели права судить людей, принадлежавши монастырям, брать их в войско, налагать на монахов таможенные пошлины.

Монастыри и храмы продолжали получать богатые дары и тогда, когда страна подпала под кровавое иго турецких феодалов.

 
 

Поделитесь с друзьями!